Государственное регулирование страховой деятельности в России

Схема регулирования страховой деятельности Страховая деятельность в Российской Федерации осуществляется на основании лицензии, порядок выдачи которой регулируется законодательством, а проведение лицензирования относится к компетенции органов страхового надзора. В соответствии с действующим порядком лицензирования процедуры выдачи лицензий страховым и перестраховочным компаниям по существу идентичны. Различия состоят только в списке документов, представляемых для получения лицензии на страховую деятельность. Сроки рассмотрения документов на лицензирование составляют в среднем шесть месяцев. За выдачу лицензии взимается плата в федеральный бюджет в размере, установленном действующим законодательством. Лицензия может быть выдана па проведение обязательного и добровольного страхования, на виды, перечисленные в Классификации по видам страховой деятельности приложение 2 Условий лицензирования. Одним из необходимых условий для прохождения лицензирования является оплаченный уставный капитал. В настоящее время существующие квоты на оплаченный уставный капитал и иные собственные средства страховой компании определяются Условиями лицензирования. Помимо того, Законом"Об организации страхового дела в Российской Федерации" определены минимальные размеры уставных капиталов страховых организаций. Согласно закону минимальный уставный капитал должен составлять:

§ 2. Источники правового регулирования страховой деятельности

Отдельные исследователи Фогельсон Ю. При этом к общей части страхового законодательства, по их мнению, следует отнести: К особенной части страхового законодательства следует отнести: Такая систематизация, безусловно, практична, но на наш взгляд, в нашем исследовании необходимо выстроить систему законодательства о страховании в четкой иерархии нормативных актов по их юридической силе.

Прежде всего, это имеет значение в правоприменении, так как именно такое изложение нормативного материала позволяет определить применимый акт к конкретному правоотношению. Центральным законодательным актов регулирующим страхование в РФ является Закон РФ от 27 ноября г.

Процесс регулирования деятельности страховых организаций (страхового . в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Основы правового обеспечения и регулирования страховой деятельности Государственное регулирование страховой деятельности должно обеспечивать развитие национальной системы страхования и действенный контроль страхового сектора экономики. Под государственным регулированием страхования понимается система направлений и используемых в них методов воздействия государства на процессы страхования материальных, нематериальных ценностей юридических, физических лиц.

Целями государственного регулирования страхования являются: Государственное регулирование страхования осуществляется в основном в форме государственно-властных предписаний для участников страхового рынка и государственных органов регулирования и контроля, включая Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Такие предписания государства, воздействующие на поведение субъектов страховых отношений, представляют не что иное как нормы страхового права. Следовательно, нормы страхового права представляют важнейший инструментарий государственного регулирования страхования.

Основными направлениями государственного регулирования страхования являются: Указанные направления тесно взаимосвязаны между собой. Рассмотрим их более подробно с учетом специфических методов воздействия на процессы страхования, отношения субъектов страховой деятельности, их финансово-хозяйственной деятельности.

Государственное регулирование страховой деятельности Формирование в обществе страхового рынка предполагает осу-ществление страховой деятельности. Под страховой деятельностью в законодательстве отождествляется с понятием страхового дела понимается одно из направлений финансовой деятельности в сфере функционирования страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, перестрахованием.

На государство возлагается организация страхового дела, целью которой является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении страховых случаев. Для достижения указанной цели государству необходимо решить следующие задачи:

Государственное регулирование страховой деятельности. порядке реализации единой государственной политики в сфере страхового дела и др.

Регулирование и саморегулирование страховой деятельности Г. Имеет опыт работы в страховании и на государственной службе. В статье рассматривается опыт других стран в разработке методов и форм регулирования страховой деятельности. Обосновываются цели, задачи и механизмы саморегулирования в данной сфере. Раскрываются отрицательные аспекты саморегулирования. По мнению автора, для повышения социально-экономической эффективности страховой деятельности необходимо гармоничное сочетание государственного регулирования, саморегулирования и сорегулирования.

Выполнение принятых по страховым договорам обязательств находится в прямой зависимости от уровня финансовой обеспеченности страховой компании, составляющей одно из главных направлений государственного регулирования страховой деятельности. Необходимость государственного регулирования — бесспорна, и рыночное регулирование — объективно.

Это означает, что взаимодействие этих двух основополагающих видов регулирования неизбежно. Воздействие государства на экономические процессы основывается на учете рыночного влияния, тем самым осуществляется сочетание государственного регулирования с рыночными формами саморегулирования. Рынок и государство, на первый взгляд, — это два радикальных альтернативных механизма регулирования экономических отношений.

Правовое регулирование страховой деятельности в РФ

Блинова Анастасия Викторовна Важным звеном в регулировании страхового рынка выступает система государственного регулирования, необходимость которого связана, в первую очередь, с защитой прав и интересов страхователей, предотвращением их финансовых потерь вследствие неплатежеспособности страховой организации.

От того, насколько будут реализованы положения Концепции правовой политики на годы, зависит развитие важных составляющих нашего государства, среди которых экономика и право. Пункт 2 статьи 2 Концепции правовой политики на годы определил необходимость развития системы государственного управления в Казахстане, неразрывно связанной с правовым обеспечением административной реформы, направленной на создание эффективного и компактного государственного аппарата, внедрение новых управленческих технологий [1].

Государственное регулирование деятельности страхового рынка имеет прямую зависимость от развития административного права, так как административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления, частью которого и является государственное управление в сфере регулирования деятельности страхового рынка и его участников. В сфере государственного управления поставлены несколько задач — продолжение работы по упрощению регистрационных, разрешительно-лицензионных процедур, созданию барьеров для незаконного вмешательства государственных органов в деятельность коммерческих и некоммерческих организаций.

Данная задача имеет непосредственное отношение к регулированию деятельности участников страхового рынка, так как деятельность профессиональных участников подлежит обязательному лицензированию в органах юстиции.

Органы государственного регулирования страховой деятельности рынка в контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела);.

Органы государственного регулирования страховой деятельности рынка в России Страховая деятельность практически во всех странах находится под надзором государственных служб страхового надзора. Из истории страхового надзора в России В дореволюционной России деятельность страховых обществ подлежала надзору со стороны Министерства внутренних дел, что предписывалось законами и гг. Первоначально надзор осуществлялся учрежденным в г. Страховым комитетом, позднее, с г.

В функции надзора входило наблюдение за исполнением правил о страховании, за сохранностью и правильностью помещения капиталов; рассмотрение проектов уставов и изменений в них, рассмотрение полисных условий, отчетов и балансов; назначение в случае необходимости ревизии акционерных страховых обществ и их ликвидация и многое другое. Задачи страхового надзора были достаточно широкими, однако в полной мере они никогда не выполнялись.

Правовое регулирование и законодательная база страховой деятельности

Статьи в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК Минобр-науки России для публикации результатов диссертационных исследований. Загускин, Никита Николаевич, кандидата юридических наук Введение. Становление страхового рынка в Российской империи годы. Развитие страхового рынка в Российской империи годы. Страховое законодательство Российской империи в период становления страхового рынка — годы. Страховое законодательство Российской империи в период развития страхового рынка — годы.

Государственный надзор текущей деятельности страховых Тенденции, протекающие в регулируемых сферах, трансформировали . эффективное регулирование без излишнего вмешательства в бизнес процессы.

Система правового регулирования страхового дела Все правовые отношения, связанные с проведением страхования, можно подразделить на две группы: И те, и другие отношения регулируются законодательными и другими правовыми актами. Принято считать, что первая группа правоотношений охватывается сферой гражданского права, а вторая - государственного, административного, финансового, уголовного, процессуального и других отраслей и подотраслей права.

В настоящее время в Российской Федерации происходит формирование трехступенчатой системы правового регулирования страхового дела аналогично тому, как это осуществляется в развитых странах. ступень - Общее гражданское право. К этой ступени правового регулирования страхования следует отнести прежде всего Гражданский кодекс ГК РФ часть 1 и 2 и другие подобные нормативные акты, например, Кодекс торгового мореплавания. Гражданское право и соответственно гражданское законодательство регулируют товарно-денежные и иные имущественные и неимущественные отношения, возникающие между субъектами гражданских правовых отношений.

В качестве субъектов здесь выступают граждане физические лица , предприятия, организации, учреждения юридические лица и властные государственные органы. Объектами гражданских правоотношений являются материальные и денежные ценности, а также другие материальные и нематериальные блага. В качестве объектов страховых отношений также выступают материальные и денежные ценности имущество, расходы, доходы и нематериальные личные блага человека - жизнь, здоровье, трудоспособность, то есть риск потери семейных доходов в связи с утратой здоровья или наступлением смерти в период страхования.

Субъектами выступают страховщики, страхователи и третьи лица. Все это свидетельствует о принадлежности страховых правоотношений к сфере гражданского права, к разделу обязательственного права. В части 1 ГК РФ установлены понятия, лежащие в основе страховых правоотношений, такие, например, как физическое лицо, юридическое лицо, коммерческая и некоммерческая деятельность, определены основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, содержатся основы обязательственного права.

Правовое регулирование страхования

Государственное регулирование страховой деятельности в России Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых отношений, проводимое по нескольким направлениям: Выполнение регулирующей функции государства на страховом рынке возложено на специальный орган страхового надзора. ФССН является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

ФССН осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через территориальные органы. В настоящее время существуют 3 отделения ФССН: ФССН осуществляет следующие полномочия:

К этой ступени правового регулирования страхования следует отнести о принадлежности страховых правоотношений к сфере гражданского права, принципы государственного регулирования страховой деятельности.

Правовое регулирование страховой деятельности Правовые отношения, регулирующие страхование, относятся к сфере гражданского права. В качестве объектов страховых отношений выступают материальные и денежные ценности, а также нематериальные личные блага человека - жизнь, здоровье, трудоспособность, то есть риск потери семейных доходов в связи с утратой здоровья или наступлением смерти в период страхования.

Субъектами указанных отношений являются в первую очередь страховщики и страхователи. Кроме того, в страховании участвуют и другие физические и юридические лица: Этот закон является базовым по отношению к другим законам, посвященным страхованию, а также законам, регулирующим другие отношения, но содержащим страховые нормы. В законе даются основные страховые понятия, в том числе понятие страхования, которое формулируется как отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими денежных средств.

Закон закрепляет право страховщика самостоятельно устанавливать условия добровольного страхования, закрепляя эти условия в конкретном договоре со страхователем. Содержание условий, которые по соглашению сто- рон могут быть включены в договор, не устанавливается. Добровольное страхование характеризуется тем.

Правовое регулирование страховой деятельности - Шпаргалки по дисциплине Страхование.

Государственное регулирование страховой деятельности. На государство возлагается организация страхового дела, целью которой является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований при наступлении страховых случаев. В целом организаторская деятельность государства должна быть направлена на обеспечение надежной и финансово устойчивой системы страхования, на повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности, а также на развитие сотрудничества с международным страховым рынком.

Государственное регулирование страховой деятельности включает: Прямое участие государства в становлении страховой системы предполагает, в частности: Реализация подобных мер возложена в первую очередь на Федеральную службу страхового надзора, находящуюся в ведении Министерства финансов РФ, действующего совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Под страховой деятельностью (в законодательстве отождествляется с понятием понимается одно из направлений финансовой деятельности в сфере.

В системе регулирования можно выделить несколько направлений, важнейшей из которых является надзор и контроль за деятельностью субъектов страхового рынка. Как правило, такой надзор осуществляет специально уполномоченный государственный орган, который проводит лицензирование страховой деятельности, проверку деятельности участников страхового рынка, а также следит за их платежеспособностью, порядком формирования и размещения страховщиками страховых резервов, способствуют развитию страхования, в ряде случаев утверждают тарифы премий.

При несоблюдении или нарушении страховщиками тех или иных нормативно-правовых актов, регулирующих их деятельность, органы страхового надзора могут применять к ним санкции штрафы, выдача предписаний, приостановка или отзыв лицензии [3]. По мере все более глубокого проникновения российского страхового рынка в международные страховые отношения возникает все большая потребность знать нюансы функционирования страховых субъектов в той или иной стране мира, для чего необходимо, в первую очередь, познакомиться с практикой государственного регулирования страховой деятельности в зарубежных странах.

Мировой опыт выделяет две модели регулирования страхового дела: Континентальная модель характеризуется регламентацией всех сторон деятельности страховщиков, контролем соблюдения законодательства при проведении страховых операций. Контроль финансового состояния компаний на основе их финансовой отчетности, отсутствие жесткой регламентации страховых операций, утверждения страховых тарифов и др.

В связи с федеративным устройством территории РФ наиболее удобно будет использовать децентрализованное регулирование страховой деятельности. Это связано также с различными климатическими, социально-экономическими условиями на территории страны. Страхование может быть хорошим инвестором или аккумулировать финансовые ресурсы в рамках региона. Для рассмотрения децентрализованной модели государственного регулирования страховой деятельности следует обратиться к опыту США, где регулирование на федеральном уровне отсутствует, но сформировались независимые системы регулирования в штатах [1].

9. Законодательные акты, регулирующие страховую деятельность

Наверх Правовое регулирование и законодательная база страховой деятельности В связи с растущей потребностью в страховании и увеличением роли страховых компаний в жизни и деятельности людей необходимость в обязательном регулировании взаимоотношений страхователя и страховщика, а также всей сферы деятельности организаций является очевидной. В связи с растущим количеством компаний и одновременной потребностью их клиентов в минимизации расходов нередко возникают ситуации, когда для защиты прав клиентов необходимо опираться на нормативные акты, которые имеют отношение к деятельности страховых компаний.

Система регулирования и ее особенности Для того чтобы рынок, в том числе и имеющий отношение к страхованию, имел возможность нормально функционировать, все субъекты с одной и с другой стороны, должны действовать по общим правилам и нормам, которые могут относиться к узким отраслям промышленность, банковская сфера и т. После его принятия стал действовать Гражданский кодекс РФ, который имеет на данный момент основное значение и именно от него исходят все основные понятия и принципы регулирования страховой деятельности.

В настоящее время в РФ применяется следующая иерархическая система законов:

Диссертация года на тему Государственное регулирование предпринимательской деятельности в сфере страхового дела. Автор: Райш, Йозеф.

Правовое регулирование участия иностранных субъектов в уставных капиталах российских страховых организаций Введение к работе Актуальность темы исследования. Социально-экономическое развитие России в период с по г. Страховой рынок в складывающейся ситуации выступал устойчивым источником долгосрочных инвестиций, опосредованно способствовал росту рынка ценных бумаг, в связи с инвестированием части средств страховщиков в данный рынок, росту объемов банковского кредитования, связанного с обеспечением возвратов кредитов посредством страховых возмещений, увеличению объемов жилищного строительства, как одного из перспективных и высокодоходных способов размещения резервов страховых организаций.

Позитивные изменения, характерные для экономики России, отразились на росте совокупных страховых премий отрасли в году1. Указанные тенденции сохранились и в году2. В прошедших и г. В совокупности, по добровольным и обязательным видам страхования страховые премии взносы ,2 млрд. В году закончился последний этап повышения требований к минимальному размеру уставного капитала страховых организаций, что способствовало увеличению уставного капитала до установленного ,-законодательством размера, а также консолидации и укрупнению страховщиков; изменились требования к составу и структуре активов, -принимаемых для покрытия собственных средств страховщиков; произошла специализация на отрасли страхования жизни и иного страхования, чем страхование жизни общее страхование.

Вместе с тем, остаются нерешенными комплексные проблемы, характерные для государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере страхового дела: О неэффективности страхового законодательства свидетельствует и распространенная недобросовестность субъектов страхового дела, 5 неисполняющих принятые обязательства и скрывающихся от органов страхового надзора, что негативно сказывается не только на деловой репутации указанных субъектов, но и на страховом рынке в целом3.

Как появилось страхование? История развития страхового бизнеса. Музеи мира.